вам это будет неинтересно
О. я думал, он мне оригинал прислал. Зато, могу проверить свой перевод. Вроде бы он был достаточно верен. Жалко нет сканов рисунков. С ксерокса их хрен теперь выдерешь.
В 1980-ые и в начале 1990-ых годов, когда на установках гидроочистки достигался менее глубокий уровень обессеривания (до 95-97 %), чем сегодня (до 99,95 %), первостепенной задачей исследований являлось создание катализаторов с высокой плотностью реакционных центров для прямого обессеривания. При этом установлено, что активность катализатора тесно связана с присутствием Co-Mo-S- (или Ni-Mo-S)-структур на алюмооксидном носителе, а реакционные центры, ответственные за прямое обессеривание, представляют собой вакансии серы, расположенные на гранях пластин Co-Mo-S-структур. В 1984 г. компания Topsøe опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии на поверхности катализаторов гидроочистки модифицированных Co-Mo-S-структур, обладающих гораздо более высокой активностью, и для того, чтобы различать эти структуры по активности, они были названы реакционными центрами первого и второго типа (рис. 1).
BRIM-технология. Для обеспечения более высокой степени обессеривания особенно важной функцией катализатора становится эффективный катализ реакций расщепления трудно крекируемых соединений серы, содержащихся в дизельных фракциях и сырьё ККФ. Конверсия этих молекул происходит через стадию предварительного гидрирования.
В своих попытках создать более активные катализаторы компания Topsøe совместно с датским университетом Aarhus провела исследования, позволившие идентифицировать реакционные центры, ответственные за стадию гидрирования. Как можно видеть на рис. 2, стадия гидрирования происходит на втором атомарном слое, тесно примыкающем к грани основной плоскости Co-Mo-S-пластины. Такие центры гидрирования исследователи назвали BRIM (краевыми) реакционными центрами. Эксперименты показали, что на BRIM-центрах могут происходить реакции гидрирования и раскрытия цикла тиофена, за которыми следует отщепление серы в местах вакансий серы, имеющихся на плоскости Co-Mo-S-структур, и также известных под названием «реакционные центры второго типа».
На основе фундаментальных знаний о функции гидрирования исследователи компании Topsøe разработали новую технологию получения высокоактивных катализаторов гидроочистки. Благодаря этой технологии не только повышается активность BRIM-центров в реакциях гидрирования, но и увеличивается количество реакционных центров прямого обессеривания. Очень высокая гидрирующая активность BRIM-катализаторов обеспечивает также глубокое гидродеазотирование и насыщение ароматических соединений, что положительно влияет на выход и качество бензина ККФ. Новые катализаторы имеют очень высокую дисперсность активных металлов при сохранении прочности и пористости, а также более низкую объёмную плотность. Для их активации используется стандартная процедура сульфидирования.
Первыми коммерческими BRIM-катализаторами для процесса предварительной гидроочистки сырья ККФ стали катализаторы торговых марок ТК-558 BRIM (кобальтмолибденовый) и ТК-559 BRIM (никельмолибденовый) соответственно для установок низкого и высокого давления водорода.
Созданные катализаторы успешно используются многими НПЗ Европы и США. К концу 2004 г. катализаторы этой торговой марки были внедрены на 30 установках ультраглубокой гидроочистки дизельного топлива, и более чем на 20 установках планируется это сделать в ближайшем будущем.
Экономические преимущества новых катализаторов марок ТК-558 BRIM и ТК-559 BRIM обусловлены тем, что в результате их использования улучшается структура выхода и степень очистки продуктов ККФ, увеличивается выход и качество бензина, получаемого из предварительно гидрообесеренного остаточного сырья. Одновременно благодаря более высокой стабильности новых катализаторов увеличивается срок их службы.
В апреле-мае 2004 г. компания Topsøe провела испытания катализатора ТК-558 BRIM (с диаметром гранул 1,27 и 1,58 мм в форме трилистников) в процессе гидрообессеривания прямогонного вакуумного газойля, содержащего 750 ppm серы, на пилотной установке одного из НПЗ США при температуре 360 ОС, давлении 4,5 МПа и объёмной скорости подачи сырья 1,27 ч-1.
Во время предшествующих пробегов использовался катализатор ТК-554+ вместе с катализатором деметаллизации, загруженным в верхний слой реактора. На рис. 2. показана динамика средневзвешенных температур во время рабочего пробега установки с катализаторами ТК-554+ и ТК-558 BRIM.
Результаты испытаний (см. таблицу) показывают, что наибольшей активностью в процессах гидродеазотирования и гидрообессеривания обладал катализатор ТК-558 BRIM с диаметром гранул 1,58 мм, который позволял получать продукт с заданным содержанием серы при более низкой температуре и более высокой производительности. Несмотря на бóльшую рабочую загрузку, катализатор ТК-558 BRIM продемонстрировал аналогичную или более высокую стабильность во время рабочего пробега промышленной установки, а также более низкое падение давления по высоте слоя катализатора.
Марка катализатора Диаметр гранул, мм Активность, % отн.
Обессеривающая Деазотирующая
ТК-554+ 1,27 118 88
ТК-558 BRIM (CoMo) 1,27 125 115
TK-558 BRIM (CoMo) 1,58 131 117
TK-557 (CoNiMo) 1,27 100 100
ну и бла-бла с таблицами.
Так вот как расшифровывается BRIM. "край", хотя записано как аббревиатура Border reactionary ...
Научно-информационный сборник «Переработка нефти и нефтехимия за рубежом», № 4, М., 2005
Zeuthen P., Skium L. Brimming with activity // Hydrocarbon engineering. – 2004. – 9. - № 11. – р.р. 65, 66, 68; Catalyst overview // Hydrocarbon Engineering. – 2005.- 10. - № 1. – р. 87.
а вообще, катализаторы типа АКМ почти не применяются. Никель дешевле кобальта, и АНМ проявляют более высокую активность как при деазотировании. так и при десульфировании. Но тут они темнят и скрывают.